Родителям и учителям. Как правильно хвалить детей и не только

Кэрол Двек и Клодия Мюллер (зарубежные учёные) заинтересовались правильностью распространённого мнения, что любого, кто делает успехи в школе, спорте или любой другой сфере жизни, следует похвалить за природный ум или способности. Если ребёнок получил высокую оценку за контрольную работу или сделал особенно удачный рисунок, сказать ему, что он умница, кажется вполне естественным. Но Мюллер и Двек задумались, не может ли похвала врождённых способностей обладать негативным эффектом. Если вы уверены, что у вас талант к математике, что будет, если вы провалите следующую контрольную? Не заставит ли это вас усомниться в своих силах? И не приведет ли к отказу брать на себя задачи, которые могут обнаружить ваши слабые стороны?

Родителям и учителям. Как правильно хвалить

В ходе исследования Двек и Мюллер дали школьникам задачи, которые надо было решить в короткий срок ( ссылка на полное описание исследования на английском языке). Дети не знали, что исследователи будут варьировать обратную связь независимо от полученных оценок за все три этапа. 

После первого этапа всем детям сообщили, что они получили хорошие оценки (им сказали, что правильных ответов более 80%), а затем дали каждому отдельно обратную связь с объяснением успеха. Одних хвалили за способности ("Такие задания тебе должно быть хорошо удаются"), а других - за старание ("Ты наверняка очень старался"). 

Затем дети решали другие, более сложные задачи, и им сообщили, что результаты плохие (не более 50% правильных ответов). Однако второй этап не представлял интереса для исследования. Учёные хотели узнать, как дети будут реагировать на задания третьего этапа. Покажут ли те, кого хвалили за врождённые способности, но позже, потерпел неудачу, худшие результаты, чем те, кому в первый раз сказали, что у них всё получилось благодаря старанию?

Ответ был однозначно утвердительный. Дети, которых после первого этапа хвалили за талант и которые потерпели неудачу на втором, на третьем этапе продемонстрировали резкий спад. Они умудрились дать меньше правильных ответов, чем на первом этапе, хотя задачи были им знакомы. А показатели тех, кого хвалили за старание, ощутимо улучшились. Они с бОльшим упорством бились над решением, скорее всего, будут выбирать задачи, которые позволят им учиться, вместо тех, "в которых я хорошо разбираюсь, чтобы все видели, какой я умный". Похоже, что дети, которых похвалили за способности, сделали вывод, что результаты являются их отражением. Поэтому причиной плохих результатов сочли недостаток у себя способностей.

Как правильно хвалить? За талант или старания? Диаграмма

В то же время те, кого хвалили за старание, не восприняли свои оценки как следствие таланта. И отреагировали дополнительным усердием при выполнении заданий, что и стало причиной успеха!


6 глава книги Оуэйн Сервис и Рори Галлахер " Начинай с малого" - Научно доказанная система достижения больших целей. 


Более подробное раскрытие темы от одного из авторов исследования.
TED RUS х Кэрол Двек - сила веры в то, что можно стать лучше

22
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...